16.12.2022 Арбитражным судом Оренбургской области было вынесено решение по делу № А47-6915/2019. В рамках данного дела ООО «Газпромнефть-Оренбург» (далее – «Общество») оспаривало, среди прочего, решение Межрайонной ИФНС России по КН по Оренбургской области (далее – «Инспекция») в части доначисления НДС и исключения расходов по работам, результаты которых оказались отрицательными.

Как следует из материалов дела, Общество осуществляло работы по исследованию Первой Георгиевской скважины, находившейся на лицензионном участке, правом пользования которым обладала другая компания (далее – «Держатель лицензии»). По мнению Инспекции спорные работы не были связаны с деятельностью самого Общества, облагаемой НДС и направленной на получение дохода. Применительно к налогу на прибыль Инспекция также сослалась на п. 16 ст. 270 НК РФ, согласно которому не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав).

Общество не согласилось с позицией Инспекцией и обратилось в суд с заявлением о признании решения Инспекции недействительным. Суд, разрешая спор в пользу Общества, указал на следующее:

  • Между ОАО «Газпром нефть» (единственный участник Общества) и единственным акционером Держателя лицензии было заключено соглашение, согласно которому 51% акций Держателя лицензии могли быть проданы аффилированному лицу ОАО «Газпром нефть». Таким лицом ОАО «Газпром нефть» назначило Общество. В результате, если бы сделка состоялась, Держатель лицензии стал бы дочерней компанией Общества.
  • Целью исследования скважины являлось уточнение запасов месторождения нефти и подтверждение отсутствия содержания сернистого водорода в добываемой продукции. В случае положительного результата оценки актива Общество рассматривало бы возможность приобретения акций Держателя лицензии.
  • Выбор Общества в качестве покупателя акций был обусловлен территориальной близостью региона его присутствия (Оренбургская область), а также специфическими компетенциями Общества по разработке месторождений с повышенным содержанием сероводорода.
  • В связи с исследованием скважины Общество арендовало нежилое помещение и создало обособленное подразделение в регионе, командировало своих работников, которые участвовали в формировании первичных учетных документов по спорным работам, арендовало транспортные средства, приобретало супервайзерские услуги при ремонте скважин.
  • Отсутствие новых репрезентативных геолого-геофизических данных, на основании которых был бы возможен пересчет ранее утвержденных запасов нефти и растворенного газа, подтверждает экономическую обоснованность дальнейшего отказа Общества от сделки по приобретению акций Держателя лицензии.
  • Работы по исследованию скважины не могут квалифицироваться как связанные с деятельностью, не облагаемой НДС на основании пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ (операция по реализации акций), поскольку реализация акций осуществлялась бы продавцом, а не Обществом (которое выступало бы покупателем). Действительной целью работ для Общества являлось принятие окончательного управленческого решения о возможности расширить его основную деятельность по добыче углеводородного сырья, которая облагается НДС в общеустановленном порядке.

По результатам рассмотрения дела суд пришел к выводу, что Общество участвовало в проекте по исследованию скважины с целью последующего возможного вхождения в сделку по приобретению 51% акций Держателя лицензии, призванного расширить сферу деятельности по добыче углеводородного сырья. Суд указал, что, вопреки позиции Инспекции, осуществление хозяйственных операций во исполнение обязательных указаний основного общества (ОАО «Газпром нефть») само по себе не исключает, что такое осуществление относится к собственной, направленной на получение прибыли деятельности дочернего общества, порождая именно для него предусмотренные законодательством налоговые права и обязанности.

Следует отметить, что в данном деле работы по исследованию скважины были организованы весьма специфическим образом. Исполнителем данных работ был сам Держатель лицензии, а заказчиком – ОАО «Газпром нефть», которое действовало как агент по поручению Общества (принципала). Соответственно, относящиеся к спорным работам расходы и счета-фактуры, предъявленные Держателем лицензии, ОАО «Газпром нефть» перевыставляло Обществу вместе со своими отчетами агента. Данная специфика организации работ тем не менее не стала препятствием для признания расходов и вычетов Общества обоснованными.

Данное дело является положительным примером сохранения корректного подхода к разрешению однотипных налоговых споров, связанных с учетом расходов и применением вычетов по работам, не давшим результата. Суд справедливо определил направленность работ, заказанных Обществом, на получение дохода и установил операции, облагаемые НДС, с которыми такие работы связаны. При этом тот факт, что работы осуществлялись на чужом участке, суд обоснованно проигнорировал.

Опытные специалисты налоговой практики Nextons оказывают всестороннее содействие своим клиентам в рамках досудебного и судебного оспаривания претензий налоговых органов, касающихся вычетов НДС, учета расходов, начисления и уплаты НДФЛ, страховых взносов и других обязательных платежей, а также предоставляют юридическую и адвокатскую поддержку при проведении мероприятий налогового контроля.