Как следует из Решения АС СПб и ЛО от 09.01.2025 по делу № А56-104620/2024, таможенный орган привлек таможенного представителя к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа. Поводом для привлечения к ответственности послужил тот факт, что при декларировании товара таможенный представитель не включил в структуру таможенной стоимости ввозимых товаров сумму агентского НДС с роялти. Данный факт был расценен таможенным органом как заявление недостоверных сведений при таможенном декларировании товаров.

Вместе с тем суд посчитал, что оснований для привлечения таможенного представителя к административной ответственности не было, поскольку на дату таможенного декларирования (04.02.2023) имела место правовая неопределенность в вопросе, касающемся включения в таможенную стоимость товаров в составе дополнительных начислений суммы агентского НДС, подлежащего уплате в отношении лицензионных платежей. Свой вывод суд аргументировал следующим:

  • Положениями ст.ст. 39, 40 ТК ЕАЭС прямо не установлена обязанность по уплате «агентского» НДС. Более того, нормой пп. 3 ч. 2 ст. 40 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в таможенную стоимость ввозимых товаров не включаются «пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза или продажей товаров на таможенной территории Союза».

  • Суд также принял во внимание доводы таможенного представителя о том, что он добросовестно руководствовался актуальной на момент декларирования судебной практикой 9ААС и АС Московского округа, в соответствии с которой были признаны незаконными требования таможни о включении НДС с роялти в таможенную стоимость товаров.

  • Одновременно суд отклонил ссылки таможенного органа на Письма Минфина России по вопросу о включении НДС с роялти в таможенную стоимость товаров и Рекомендуемые мнения 4.16, 4.18 Технического комитета по таможенной оценке ВТамО, поскольку данные документы не являются нормативными правовыми актами.

Хотя абсолютный размер штрафа в рассматриваемом деле был невысоким, доводы суда, на наш взгляд, заслуживают внимания. При этом таможенный орган уже подал апелляционную жалобу на данное решение, поэтому вопрос о привлечении таможенного представителя к административной ответственности пока открыт.