16.09.2024 Арбитражный суд Челябинской области вынес Решение по делу ИП Павленко (№ А76-15421/2024), в рамках которого рассматривался вопрос о правомерности переноса убытка КИК, накопленного за период до приобретения налогоплательщиком контроля над иностранной организацией.

Как следует из судебного акта, ИП Павленко представил в налоговые органы уведомление о контролируемых иностранных компаниях (КИК) за 2022 год, согласно которому с 15.12.2022 он является контролирующим лицом иностранной компании Aquila Holdings Limited (Сейшелы) (далее – «Компания»).

Согласно представленной финансовой отчетности Компании, прибыль КИК за 2021 год составила 1,8 млн долларов США (132 млн руб. при пересчете по среднему курсу доллара США к рублю РФ, установленному ЦБ РФ).

Вместе с тем в налоговой декларации по НДФЛ за 2022 год ИП Павленко не задекларировал доходы в виде прибыли КИК. Налогоплательщик полагал, что у него отсутствует обязанность по уплате НДФЛ в части КИК, поскольку прибыль Компании поглощалась накопленным с 2015 года убытком, который согласно п. 7 ст. 309.1 НК РФ может быть перенесен на будущие периоды без ограничений.

По результатам камеральной налоговой проверки Межрайонная инспекция ФНС России № 27 по Челябинской области доначислила налогоплательщику НДФЛ и пени, а также привлекла его к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ. По мнению налогового органа, налогоплательщик был вправе учесть только тот убыток КИК, который сформировался начиная с 2021 финансового года, поскольку он стал контролирующим лицом Компании с 15.12.2022.

Суд встал на сторону налогоплательщика, указав следующее:

  • Согласно п. 7 ст. 309.1 НК РФ в случае, если по данным финансовой отчетности КИК за соответствующий финансовый год определен убыток, он может быть перенесен на будущие периоды без ограничений и учтен при определении прибыли КИК. В то же время согласно п. 7.1 ст. 309.1 НК РФ убыток КИК не может быть перенесен на будущие периоды, если налогоплательщиком – контролирующим лицом не представлено уведомление о КИК за период, за который получен указанный убыток, а также если налогоплательщик перестал быть контролирующим лицом КИК.

  • В рассматриваемом случае положения п. 7.1 ст. 309.1 НК РФ, запрещающие перенос убытка КИК, не применимы:

-        Предыдущее контролирующее лицо Компании представляло уведомления о КИК за 2015–2020 гг.

-        Налогоплательщик является новым (а не бывшим) контролирующим лицом Компании.

  • Вопреки доводам налогового органа, положения п. 3 ст. 25.15 НК РФ об учете прибыли КИК пропорционально доле участия в ней контролирующего лица не означают запрет новому контролирующему лицу учитывать убытки КИК, полученные до того, как это лицо получило контроль над КИК.

  • В НК РФ отсутствуют какие-либо иные положения, которые бы запрещали перенос убытка КИК, накопленного за период, предшествующий приобретению контролирующим физическим лицом доли иностранной компании, на период после приобретения им указанной доли.

  • Согласно аудированной финансовой отчетности за период 2015–2021 гг. Компания имеет накопленный убыток в итоговом размере 29 млн долларов США.

  • Налоговый орган необоснованно считает, что данный убыток покрывается нераспределенной прибылью Компании, сформированной на 01.01.2015, учитывая, что:

-        Данный показатель нераспределенной прибыли Компании является недостоверным, поскольку не подтвержден аудиторами.

-        Нераспределенная прибыль прошлых лет может быть направлена на погашение убытка отчетного года только по решению акционеров/участников организации. Доказательств принятия соответствующего решения участниками Компании в 2015-2021 гг. налоговым органом не представлено.

Таким образом, суд пришел к выводу, что с учетом переноса убытка обязанность исчислить НДФЛ в части прибыли КИК за 2022 год у ИП Павленко отсутствовала. В этой связи решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения является недействительным.

Принимая данное решение, суд, помимо прочего, учел позицию Минфина России, изложенную в Письме от 17.04.2018 № 03-12-12/2/25706. В частности, Минфин России указал следующее:

«…контролирующее лицо, ставшее таковым в текущем налоговом периоде, не вправе воспользоваться правом переноса убытка в соответствии с п. 7 ст. 309.1 НК РФ, в случае если лицо, являвшееся контролирующим лицом до продажи КИК, не исполнило обязанность по представлению уведомления о КИК за период, за который такая КИК получила убыток».

Следовательно, запрет на перенос убытка КИК новым контролирующим лицом относится исключительно к случаям, когда иностранная компания вовсе не раскрыта как КИК российским налоговым органам за те периоды, за которые сформирован спорный убыток. В случаях, когда иностранная компания раскрыта как КИК в полном соответствии с требованиями НК РФ, право на перенос убытка сохраняется независимо от смены контролирующего лица.

Специалисты налоговой практики Nextons, имеющие богатый опыт консультирования налогоплательщиков по вопросам, связанным с применением положений российского законодательства о контролируемых иностранных компаниях, а также сопровождения налоговых проверок и защиты интересов налогоплательщиков в судах по эпизодам, связанным с применением указанных положений российского законодательства, будут рады оказать всестороннюю поддержку по данному направлению.