03.11.2022 Арбитражный суд города Москвы вынес Решение по делу Данон Россия (№ А40-133176/22), в рамках которого рассматривался вопрос о правомерности применения пониженной ставки налога у источника на дивиденды, фактическое право на которые имеет французская компания, косвенно участвующая в такой российской организации.
Как следует из судебного акта, в 2016-2017 гг. ООО «Данон Индустрия», правопредшественник АО «Данон Россия» (далее – «Общество»), выплатило дивиденды своему единственному участнику – кипрской компании Dairy JV (CIS) Holdings (Cyprus) Limited.
О своем фактическом праве на данные дивиденды заявила французская компания Danone S.A., в связи с чем ООО «Данон Индустрия» удержало с них налог у источника по ставке 5% на основании пп. а) п. 2 ст. 10 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики от 26.11.1996 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество» (далее – «СоИДН с Францией»).
В 2016-2017 гг. ООО «Данон Индустрия» также выплатило в адрес Danone S.A. вознаграждение за оказание внутригрупповых услуг.
По итогам выездной налоговой проверки налоговый орган:
-
доначислил Обществу налог у источника на дивиденды по ставке 10% (вместо 5%), поскольку посчитал, что Общество не подтвердило того, что Danone S.A. подлежит обложению налогом на прибыль в соответствии с режимом общего права во Франции и освобождается от уплаты налога из расчета этих дивидендов;
-
переквалифицировал оплату внутригрупповых услуг в выплату дивидендов в адрес Danone S.A. с начислением на них налога у источника также по ставке 10%.
В части второго эпизода Общество согласилось с осуществленной налоговым органом переквалификацией, однако оспаривало применимость 10% ставки налога у источника (вместо 5%) по СоИДН с Францией.
Суд поддержал позицию налогового органа, указав следующее:
- Для применения 5% ставки налога у источника в пп. а) п. 2 ст. 10 СоИДН с Францией, помимо прочего, предусмотрено специальное условие (ii), согласно которому иностранная организация должна:
- физически получить выплачиваемый доход в виде дивидендов от российского плательщика;
- являться лицом, имеющим фактическое право на доход в виде дивидендов;
- подлежать обложению налогом на прибыль в соответствии с режимом общего права во Франции и освобождаться от уплаты налога на прибыль из расчета этих дивидендов.
- Согласно Меморандуму о взаимопонимании между компетентными органами России и Франции третье из указанных выше условий считается соблюденным, если на полученный французской компанией доход распространяется режим налогообложения материнской и дочерней компаний.
- По информации, предоставленной компетентным органом Франции, режим налогообложения материнской и дочерней компаний применяется, если на дату выплаты дохода:
- материнской компании прямо принадлежит не менее 5% капитала дочерней компании;
- акции дочерней компании находятся во владении материнской компании не менее двух лет.
Таким образом, режим налогообложения материнской и дочерней компаний не применяется в случае косвенного участия французской компании в дочерней российской организации.
- Представленная Обществом справка о налоговом резидентстве (сertificat de résidence fiscale) Danone S.A. не может считаться надлежащим документом, подтверждающим его право на применение 5% ставки налога у источника, поскольку данная справка:
- содержит абстрактные ссылки на нормы Директивы 2011/96/ЕС Совета ЕС от 30.11.2011 «О материнских и дочерних компаниях» и положения Налогового кодекса Франции без привязки к конкретному полученному Danone S.A. доходу;
- не подтверждает освобождение Danone S.A. от уплаты налога на прибыль в отношении дивидендов, выплаченных ООО «Данон Индустрия» в 2016-2017 гг.;
- была выдана в 2019 году без указания периода, к которому она относится, тогда как спорные выплаты имели место в 2016-2017 гг.
-
Общество не представило документы, подтверждающие прямое участие компании Danone S.A. в ООО «Данон Индустрия».
-
Согласно годовой финансовой отчетности Danone S.A. за 2015-2018 гг., она не получала доходы от ООО «Данон Индустрия» в виде дивидендов.
-
Доводы Общества о том, что в 2015-2016 гг. Danone S.A. получала дивиденды от своей дочерней компании Compagnie Gervais Danone (Франция), не подтверждают того, что Danone S.A. физически получила дивиденды, выплаченные ООО «Данон Индустрия» в адрес его единственного участника – кипрской Dairy JV (CIS) Holdings (Cyprus) Limited.
-
В части выплат за внутригрупповые услуги Общество также не подтвердило налогообложение компании Danone S.A. в соответствии с режимом общего права и освобождение ее от уплаты налога на прибыль из расчета данных выплат, переквалифицированных в дивиденды.
- Так называемый «сквозной» подход в данном случае не применяется, так как для применения пониженной 5% ставки налога у источника СоИДН с Францией требует прямого участия французской компании, имеющей фактическое право на доход, в капитале российской организации, выплачивающей дивиденды.
Таким образом, суд признал неправомерным применение пониженной 5% ставки налога у источника по СоИДН с Францией при выплате дивидендов, фактическое право на которые имела французская компания, косвенно участвующая в российской дочерней организации – плательщике.
Данное дело продолжает череду дел в рамках негативной для налоговых агентов судебной практики по вопросам правомерности применения ими пониженной 5% ставки налога у источника на дивиденды по СоИДН с Францией при невозможности подтвердить применение французской компанией режима общего права и ее освобождение от налога на прибыль из расчета этих дивидендов (например, дело Суффле Агро Рус (№ А36-8003/2021) (см. подробнее наш обзор), дело Автоваза (№ А40-182255/20) (см. подробнее наш обзор).
Стоит также отметить, что условия применения пониженной 5% ставки налога у источника на дивиденды, аналогичные предусмотренным в СоИДН с Францией, достаточно редко встречаются в заключенных Россией международных договорах об избежании двойного налогообложения. К их числу, например, относится налоговое соглашение с Испанией, согласно которому для применения пониженной 5% ставки требуется подтвердить, что испанская материнская компания освобождается от обложения налогом на прибыль в отношении полученных ею дивидендов. По данному налоговому соглашению также возникают налоговые споры (см., например, дело Истерн Майнинг Сервисиз (№ А42-7531/2017), которое, однако, было разрешено в пользу налогового агента).
Специалисты налоговой и таможенной практики юридической фирмы Nextons имеют значительный опыт консультирования налогоплательщиков и налоговых агентов, а также сопровождения налоговых проверок и участия в разрешении споров касательно применения положений международных договоров по вопросам налогообложения, и будут рады оказать всестороннюю поддержку по данному направлению.