09.11.2022 Арбитражный суд г. Москвы вынес Решение по делу Валютного управления Сингапура (далее – «Заявитель») № А40-175343/22.
Спор между Заявителем и налоговым органом возник вследствие непринятия налоговым органом решения по заявлению Валютного управления Сингапура о возврате излишне удержанного налога на дивиденды, выплаченные российскими организациями, в срок, установленный Налоговым кодексом РФ.
Отказывая Заявителю в удовлетворении заявленных им требований о взыскании с налогового органа суммы излишне удержанного налога на прибыль, суд сослался на следующие обстоятельства:
- Заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне удержанного налога в отношении дивидендов, выплаченных ему в январе 2017 года, в марте 2019 года (при этом само заявление датировано ноябрем 2018 года). В августе 2019 года налоговый орган направил Заявителю информационное письмо о непринятии заявления к исполнению в связи с подписанием заявления о возврате излишне удержанного налога неуполномоченными лицами и непредставлением апостилированного сертификата налогового резидентства за 2017 год.
- Указанное информационное письмо было направлено налоговым органом заказным почтовым отправлением Почты России на адрес Заявителя в Сингапуре, которое было вручено Заявителю в августе 2019 года (в течение 10 дней с момента его отправления). По мнению суда, Заявитель, получив информационное письмо налогового органа с отказом в принятии заявления к исполнению, имел возможность устранить указанные в информационном письме недостатки и вновь подать заявление с приложением соответствующих документов. Вместо этого лишь в апреле 2022 года Заявитель обратился в налоговый орган с просьбой выдать копию ранее направленного информационного письма. В мае 2022 года копия первоначального письма была направлена налоговым органом Заявителю.
- В августе 2022 года Заявитель обратился в ФНС России с жалобой на бездействие должностных лиц налогового органа, выразившееся в непринятии заявления и невозврате излишне удержанного налога на дивиденды. Одновременно Заявитель обратился в суд с заявлением о взыскании с налогового органа суммы излишне удержанного налога.
- Заявление о возврате излишне удержанного налога подается иностранным фактическим получателем дохода в налоговый орган в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход. Решение о возврате суммы ранее удержанного налога на прибыль организации принимается в течение шести месяцев со дня получения налоговым органом заявления о возврате этого налога от иностранной организации. Сам возврат налога осуществляется в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате.
- Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 № 6219/06, от 25.02.2009 № 12882/08 и от 13.04.2010 № 17372/09, заявление о возврате излишне уплаченного налога должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога. При этом момент, в который налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, должен определяться с учетом оценки совокупности всех имеющихся для дела обстоятельств, в том числе причин, по которым налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода и иных обстоятельств, которые могут быть признаны судом достаточными для признания срока на возврат налога непропущенным. При этом по общему правилу трехлетний срок начинает течь с момента уплаты налога, однако налогоплательщик может опровергнуть презумпцию того, что узнал или должен был узнать о переплате налога именно с даты его уплаты, доказав, что на момент уплаты им налога существовали обстоятельства, которые исключали для него возможность узнать о факте переплаты.
- В силу прямого указания п. 2 ст. 312 НК РФ моментом, когда иностранная организация узнала или должна была узнать о факте излишней уплаты налога, является дата окончания налогового периода (календарного года), в котором был выплачен доход. Поскольку доход был выплачен в 2017 году, моментом, когда Заявитель узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, является 28.03.2018. Следовательно, с требованием о возврате излишне уплаченной суммы налога Заявитель должен был обратиться в суд не позднее 28.03.2021. Обратившись с подобным заявлением в августе 2022 года, Заявитель пропустил срок исковой давности.
- Особого внимания, по мнению суда, заслуживает тот факт, что Заявителю стало известно об излишнем удержании налога налоговым агентом еще в 2017 году, поскольку Заявитель располагал информацией относительно количества принадлежащих ему акций и сумме дивидендов, причитавшейся на каждую акцию, а также о сумме, фактически поступившей на его счет. Именно с момента зачисления денежных средств на счет Заявителя последний обладал информацией о том, что налоговый агент удержал налог на дивиденды по ставке 15%. Соответственно, с момента, когда Заявителю стало известно об излишнем удержании с него налога, и до момента, когда он обратился в суд, прошло более пяти с половиной лет. Доказательств того, что имели место объективные препятствия для реализации Заявителем права на возврат излишне удержанного налога в судебном порядке, Заявителем в суд представлено не было.
Несмотря на то, что решение суда по делу сильно привязано к конкретным фактическим обстоятельствам (срокам совершения Заявителем тех или иных действий), оно безусловно сыграет заметную роль в дальнейшем формировании судебной практики по вопросам взаимодействия между иностранными организациями и российскими налоговыми органами при осуществлении возврата налога на прибыль, излишне удержанного налоговыми агентами. С учетом того, что российские организации, выплачивающие доходы иностранным контрагентам, в настоящий момент находятся под абсолютно несбалансированным прессингом со стороны налоговых органов (правомерность применения освобождений и пониженных ставок налога, предусмотренных международными договорами по вопросам налогообложения, является предметом, без преувеличения, практически каждой налоговой проверки) с весьма иллюзорной перспективой успешной защиты своей позиции в судах, все чаще приходится сталкиваться с отказом данных организаций от применения льгот, предусмотренных международными налоговыми договорами, в принципе. В этой связи значимость института возврата излишне удержанного налога иностранным бенефициарным собственникам дохода в дальнейшем будет только возрастать. И здесь, как показывает комментируемое дело, с учетом запутанности и фрагментарности российских правил, регулирующих этот процесс, иностранным получателям дохода без квалифицированной помощи со стороны российских специалистов просто не обойтись.
Специалисты налоговой практики Nextons, имеющие богатый опыт консультирования иностранных организаций и их российских контрагентов по вопросам, связанным с возвратом излишне удержанного российского налога у источника, а также сопровождения налоговых проверок и защиты интересов налогоплательщиков в судах по указанным вопросам, будут рады оказать всестороннюю поддержку по данному направлению.