16.05.2022 Арбитражным судом Приморского края было вынесено решение по делу № А51-1979/2022. В рамках данного дела рассматривалось заявление ООО «ДальМорБункер» (далее – «Общество») о признании незаконными действий МРИ ФНС России № 14 по Приморскому краю (далее – «Инспекция») по вызову Общества для дачи пояснений вне рамок налоговой проверки.
Как следует из материалов дела, Инспекция направила Обществу уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений по вопросу взаимоотношений Общества с поставщиком, у которого Инспекция обнаружила признаки неблагонадежности (отсутствие ресурсов для исполнения обязательств перед Обществом, расхождения в уплате НДС согласно данным АСК НДС-2). По результатам встречи Инспекцией был составлен протокол, в котором Обществу было рекомендовано исключить обороты с данным поставщиком из расчетов налоговых обязательств.
Общество посчитало, что данными действиями Инспекции были нарушены его права, поскольку в уведомлении не были указаны конкретные цели вызова, а такая процедура, как «вызов на комиссию», не предусмотрена НК РФ.
Суд, разрешая спор в пользу Инспекции, указал на следующее:
- В силу пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой налогов, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.
- Поскольку вопросы оценки налогоплательщиком налоговых рисков при формировании налоговых вычетов, а также вопросы оценки налоговых рисков налоговым органом при формировании графика налоговых проверок связаны с исполнением налогового законодательства, у Инспекции имелись правовые основания для направления Обществу спорного уведомления.
- Уведомление носит информационный характер, направлено Обществу с целью самостоятельной оценки им своих налоговых рисков и само по себе не порождает никаких правовых последствий для налогоплательщика.
- Протокол заседания комиссии так же, как и уведомление, носит информационный характер (фиксирует ход заседания) и сам по себе также не возлагает на налогоплательщика каких-либо налоговых обязательств и не устанавливает обстоятельств, которые могут иметь значение для дальнейших мероприятий налогового контроля.
Как и в других подобных случаях, суд встал на сторону налогового органа, в очередной раз подтвердив неформальный (по сути, ни к чему не обязывающий налогоплательщика) характер такого мероприятия, как «налоговая комиссия». Неслучайно в современном лексиконе налоговых органов они, как правило, обозначаются как рабочие встречи с налогоплательщиками.
Следует признать, что данная категория споров достаточно малочисленна (см. также наш обзор дела Блик). Это показывает, что налогоплательщики уже привыкли к проведению «рабочих встреч» с налоговыми органами и воспринимают их скорее как рутинные мероприятия. При этом «внепроверочная» работа налоговых органов остается важным инструментом повышения собираемости налогов. Как показывает обобщенная нами статистика налоговых споров за 2021 год, более 50% всех налоговых поступлений в бюджет обеспечивается именно таким образом.
Учитывая активность налоговых органов, проявляемую вне рамок налоговых проверок, взаимодействие с налоговыми органами на данной стадии все так же требует от налогоплательщиков самого внимательного отношения к проводимым в их отношении мероприятиям, адекватного реагирования на требования и предложения налоговых органов и готовности отстаивать свою позицию.