08.07.2022 Арбитражный суд Курской области принял решение по делу Бейкер Хьюз (№ А35-810/2021). Как следует из судебного акта, АО «Бейкер Хьюз» (далее – «Общество») ввезло на территорию РФ и задекларировало на таможенных постах Курской и Шереметьевской таможен резцы буровых долот, выполненные из алмазосодержащего композитного материала. Данный товар был задекларирован Обществом по коду товарной позиции 8207 ТН ВЭД ЕАЭС как часть рабочего инструмента для бурения. По итогам камеральной таможенной проверки после выпуска товаров Курская таможня не согласилась с такой классификацией и присвоила товару код товарной позиции 8209 ТН ВЭД ЕАЭС как наконечникам для инструментов, выполненных из металлокерамики, что привело к доначислению Обществу таможенной пошлины по более высокой ставке.

Общество оспорило решения Курской таможни в суде, где представило доводы как по существу спора, так и касательно процедуры. Суд принял сторону таможни. Спор о классификации товара был разрешён через судебную экспертизу. Назначенный судом эксперт разъяснил, что спорные резцы всё-таки являются наконечниками для буровых долот, выполненными из металлокерамики, из чего следует, что классификация таможни верна.

По поводу процедуры суд установил, что полномочия таможенных органов на проведение проверок в пределах РФ экстерриториальны во всех смыслах этого слова. Таможенный контроль распространяется как на зоны таможенного контроля, так на прочие места, в которых находятся (могут находиться) товары, документы и (или) информационные системы, содержащие сведения о товаре. Любой таможенный орган вправе проводить таможенные проверки деклараций на товары, поданных в зоне деятельности другой таможни, и решения, принятые по результатам таких проверок, будут иметь обязательную силу.

К такому выводу суд пришёл от обратного, руководствуясь тем, что нормативно-правовые акты ЕАЭС и РФ (в частности, ст. 332 ТК ЕАЭС) не содержат предписаний, которые бы ограничивали действия таможенных органов регионом их деятельности. Суд также сослался на ведомственные акты ФТС России, которые исходят из той же предпосылки, и на Стратегию развития таможенной службы РФ до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1338-р). Стратегия, среди прочего, предусматривает функциональное перераспределение таможенных операций между таможенными органами страны в целях совершенствования таможенного администрирования.

Неясность в вопросе с полномочиями таможенных органов на проведение проверок – следствие того, что рамки деятельности органов ФТС России не всегда чётко определены в законе и зачастую установлены ведомственными актами, которые могут быть весьма запутанными, а иногда противоречат друг другу.