03.03.2025 Арбитражный суд города Москвы вынес Решение № А40-260272/2024 по делу Оракл компьютерное оборудование, в рамках которого рассматривался вопрос об учете в составе расходов затрат по дистрибьюторскому соглашению, заключенному с иностранным взаимозависимым лицом.
Как следует из судебного акта, АО «Оракл компьютерное оборудование» (далее – «Общество») заключило дистрибьюторское соглашение с компанией Oracle ЕМЕА Limited (Ирландия) (далее – «OЕМЕА»), в рамках которого Общество выступало неисключительным дистрибьютором компьютерного оборудования OЕМЕА (далее – «Соглашение»).
В связи с увеличением размера вознаграждения компании OЕМЕА Общество в апреле 2022 года представило уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2021 год. Вместе с тем МРИ ФНС России № 51 по г. Москве (далее – «Инспекция») посчитала, что дополнительно понесенные расходы были отражены Обществом в декларации неправомерно, и отказала Обществу в праве на их вычет.
Общество, в свою очередь, отметило, что Группа Oracle время от времени пересматривает свои внутригрупповые цены в целях их соответствия изменениям на рынке и результатам проводимого сравнительного анализа. Первоначальная налоговая декларация была подана до завершения такого пересмотра, и с учетом полученных результатов было принято решение о корректировке дохода Общества с тем, чтобы результаты его деятельности за 2021 год были аналогичны результатам, полученным на рыночных условиях за 2020 год.
Между тем суд первой инстанции поддержал позицию Инспекции, указав следующее:
-
В 2022 году Общество возвратило из бюджета РФ сумму налога на прибыль в общем размере более чем 350 млн руб. При этом до 2022 года Общество не отражало расходы, понесенные в связи с увеличением вознаграждения компании OЕМЕА, и не заявляло о возврате значительных сумм налога из бюджета РФ.
-
Общество перечислило дополнительное вознаграждение с нарушением установленных Соглашением сроков и на счет иного иностранного лица, а не компании OЕМЕА. При этом пени за просрочку платежа не начислялись. Указанное, однако, не препятствовало Обществу своевременно отразить дополнительно понесенные расходы в первичной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2021 год.
-
Общество не представило по требованию Инспекции оригиналы акта, увеличивающего сумму вознаграждения компании OЕМЕА, и доверенности, на основании которой акт был подписан представителем Общества.
-
В отношении расчета увеличенного вознаграждения Общество представило противоречивую информацию – первоначально заявляло о том, что расчет произведен на основании финансовых показателей 2020 года, а затем ссылалось на учет в расчете показателей 2016-2018 гг. по состоянию на 2019 год. При этом Общество не представило сведения о вознаграждении OЕМЕА ни за 2020 год, ни за период с 2016 по 2019 гг., а также не представило аналитические материалы, обосновывающие расчет.
Специалисты налоговой и таможенной практики Nextons имеют обширный опыт консультирования клиентов по вопросам налогообложения внутригрупповых услуг, начиная от разработки договоров и защитной документации и заканчивая представлением интересов в налоговых спорах, и готовы оказать помощь по любым вопросам, связанным с данной проблематикой.