30.01.2024 Арбитражный суд города Москвы вынес решение по делу НПФ Профессиональный (№ А40-74561/2023), в рамках которого рассматривался вопрос о правильности определения налоговой базы по налогу на прибыль негосударственным пенсионным фондом (далее – «НПФ») в части пенсионных резервов.

Как следует из судебного акта, АО НПФ «Профессиональный» (далее – «Фонд») подал в ИФНС № 1 по г. Москве (далее – «Инспекция») заявление о возврате излишне удержанного налога на прибыль за 2019 год. Речь шла об удержании депозитарием налога с дивидендов, распределенных в пользу Фонду теми компаниями, в акции которых были размещены пенсионные резервы Фонда.

Фонд ссылался на то, что налоговая база по прибыли, полученной от размещения пенсионных резервов, рассчитывается в особом порядке. В частности, согласно абз. 2 п. 2 ст. 295 НК РФ, налогооблагаемый доход по данному типу прибыли у НПФ определяется как положительная разница между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. Если НПФ получен убыток или доход составил менее ставки рефинансирования ЦБ РФ, то налогообложение прибыли не производится.

Инспекция отказала в удовлетворении заявления Фонда, сославшись на то, что депозитарий в соответствии со ст. 275 НК РФ правомерно удержал налог при выплате дивидендов. Соответственно, у Фонда отсутствовала переплата, которая могла бы подлежать возврату.

Фонд не согласился с отказом Инспекции и обратился в суд с требованием обязать Инспекцию вернуть излишне удержанные депозитарием суммы налога на прибыль. Суд удовлетворил требования Фонда, указав следующее:

  • В соответствии с п. 2 ст. 295 НК РФ к доходам, полученным от размещения пенсионных резервов НПФ, в частности, относятся доходы от размещения средств пенсионных резервов в ценные бумаги. В целях налогообложения доход, полученный от размещения пенсионных резервов, определяется как положительная разница между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

  • Доход Фонда в 2019 году от дивидендов по имуществу, составляющему пенсионные резервы, составил 27 млн руб. При этом доход по указанному имуществу, рассчитанный исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, составил 35 млн руб. Соответственно, у Фонда есть основания для применения налоговой льготы, установленной п. 2 ст. 295 НК РФ, и налог на прибыль от долевого участия в других организациях (дивиденды) является излишне уплаченным.

  •  Ссылка на правомерность удержания депозитарием налога на прибыль с дивидендов в момент их фактической уплаты в соответствии со ст. 275 НК РФ не опровергает возможность в последующем вернуть излишне уплаченный налог при соблюдении условий, предусмотренных п. 2 ст. 295 НК РФ. В данном случае, п. 2 ст. 295 НК РФ является специальной нормой по отношению к ст. 275 НК РФ и устанавливает условия для освобождения от налогообложения дохода применительно к пенсионным резервам в зависимости от размера дохода и ставки рефинансирования.

Методологически данное дело интересно не только тем, что суд применил принцип lex specialis derogat generali (приоритет специальной нормы над общей), прямо сославшись на него в тексте решения, но и дал оценку применимости позиции, высказанной в судебном акте по тому же налогоплательщику, но применительно к более ранним налоговым периодам. В рамках другого дела был признан правомерным отказ Инспекции в возврате Фонду удержанного налога по доходам от имущества, составляющего пенсионные резервы, за 2015-2017 гг. Однако суд подробно проанализировал обстоятельства того спора и нашел существенные расхождения с фактами, установленными в рамках рассматриваемого дела. В итоге ссылки Инспекции на «аналогичный» спор, разрешенный не в пользу Фонда, были отвергнуты.

Эксперты налоговой практики Nextons имеют значительный опыт консультирования клиентов по широкому кругу вопросов налогообложения, в том числе по аспектам, связанным с исчислением налоговой базы по налогу на прибыль и применением льготных положений главы 25 НК РФ к прибыли специальных субъектов хозяйственной деятельности, а также сопровождения клиентов в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, отстаивания их позиций и защиты их интересов в спорах с налоговыми органами.