03.08.2022 Арбитражный суд Кемеровской области принял решение по делу Органики (№ А27-3656/2022)[1], в рамках которого рассматривался вопрос об учете в составе расходов по налогу на прибыль стимулирующих выплат в виде премий покупателям по договору поставки.

Как следует из судебного акта, в 2021 году МРИ ФНС России № 4 по Кемеровской области (далее – «Инспекция») была закончена выездная налоговая проверка АО «Органика» (далее – «Общество») за 2017-2019 гг. По результатам проверки Инспекция пришла к выводу о неправомерном уменьшении Обществом в проверенном периоде базы по налогу на прибыль на сумму финансовой премии контрагенту-покупателю (далее – «Покупатель») за выполнение показателей по объемам закупок произведенных Обществом товаров.

Между Обществом и Покупателем был заключен договор поставки, который устанавливал обязательство Общества по выплате Покупателю ежемесячной премии в размере около 80% от общей суммы отгрузки товара за тот же период. При этом стоимостной объем закупок, выполнение которого Покупателем служило основанием для выплаты премии, также определялся ежемесячными дополнительными соглашениями к договору с составлением актов фиксации премии. Одновременно между Обществом и взаимозависимым лицом (далее – «Торговый дом») также был заключен договор поставки в отношении схожей продукции с обязательством по выплате премии за объем закупок, размер которой был кратно меньшим – от 1,4% до 9,8%.

В ходе проведения контрольных мероприятий Инспекцией были установлены следующие факты:

  • несоблюдение Покупателем обязательств по объему закупок, за который ему полагалась выплата премии;
  • поставка Покупателю товара до даты заключения дополнительного соглашения к договору, обуславливающего объем закупок, которое служило основанием к начислению премии;
  • создание Обществом с участием Покупателя и Торгового дома формального документооборота касательно поставки товара Покупателю, обеспечивающего видимость соблюдения необходимого для выплаты премии месячного объема закупок товара:
  • оформление возвратов Обществу поставленного Торговому дому товара, его реализация Покупателю с последующей перепродажей Покупателем Торговому дому при том, что фактического перемещения товара между складами Общества и Торгового дома не происходило;
  • оформление Обществом отгрузок в пользу Покупателя с фактическим перемещением товара на склад третьего лица, расположенный через дорогу от склада Общества;
  • создание фиктивного документооборота в части складских, товаросопроводительных документов, доверенностей касательно самовывоза товара представителями Покупателя со склада Общества.  
  • фактическое поступление денежных средств Обществу от Покупателя в оплату поставленного товара производилось за вычетом причитающейся премии, т.е. в размере около 20% суммы поставок.

По совокупности вышеизложенного Инспекция пришла к выводу об отсутствии разумной деловой цели в действиях Общества и о согласованности действий с Покупателем в целях занижения обязательств по налогу на прибыль путем создания фиктивного документооборота по нереальным (фактически не выполненным) поставкам товара. 

Оценив представленные Инспекцией доказательства в поддержку приведенных фактов, суд полностью поддержал позицию налогового органа.

Рассмотренный судебный акт стал еще одним подтверждением того, что в случае, если выплаты премий покупателям носят произвольный характер, не соответствуют установленным договорами (иными внутренними документами налогоплательщика, утвердившими соответствующую систему стимулирования) условиям, такие выплаты не рассматриваются как экономически оправданные для целей налога на прибыль[2]. Особенность данного судебного акта заключается в том, что контролирующие органы стали смещать фокус с оценки формального соответствия размера выплат установленным условиям в сторону анализа реальности совершаемых товарных операций, прослеживая цепочку движения товара в адрес покупателя.   

Специалисты налоговой и таможенной практики Nextons имеют значительный опыт консультирования налогоплательщиков по вопросам учета для целей исчисления налога на прибыль и НДС операций по предоставлению премий, скидок поставщикам, иных видов промо- активностей и будут рады оказать всестороннюю поддержку по данным направлениям, включая досудебное и судебное сопровождение споров с налоговыми органами.


[1] Оставлено в силе Постановлением 7ААС от 28.10.2022.

[2] Постановления АС МО от 06.03.2015 по делу № А40-51912/14, от 22.09.2015 по делу № А40-199817/14; ФАС МО от 19.01.2009 по делу № А40-15738/08-129-54; ФАС СЗО от 08.08.2008 по делу № А56-38100/2007; 20ААС от 26.03.2015 по делу № А09-10936/2014 и др.