25.09.2023 Арбитражный суд города Москвы вынес Решение по делу Брэнд Лоэлти (№ А40-19678/23), в рамках которого рассматривался вопрос о включении лицензионных платежей за использование различных объектов интеллектуальной собственности и сумм «агентского» НДС в таможенную стоимость ввозимых товаров.

Как следует из судебного акта, ООО «Брэнд Лоэлти» (далее – «Общество») входит в международную группу компаний Alliance Data Systems (ADS), которая предлагает своим клиентам (сторонним розничным продавцам) программы покупательской лояльности, обеспечивающие повышение средней покупательской активности.

В рамках своей деятельности Общество заключило лицензионный договор (далее – «Лицензионный договор») с компанией Brand Loyalty Development B.V. (Нидерланды) («Лицензиар»), согласно которому Обществу была предоставлена неисключительная лицензия на использование разработанных группой ADS баз данных программ лояльности, маркетингового ноу-хау, графических объектов, программного обеспечения, включая мобильные приложения, а также товарных знаков и торговых наименований. За использование указанной лицензии Общество уплачивало Лицензиару лицензионное вознаграждение.

На базе лицензированных объектов интеллектуальной собственности группы ADS Общество разрабатывало для своих клиентов программы покупательской лояльности (далее – «Программы лояльности») и, в частности, оказывало консультационные услуги по вопросам, касающимся принципов действия таких программ, коммуникации с покупателями, ассортимента продуктов и координирования логистики, а также предоставляло информацию из лицензированных баз данных и давало рекомендации по использованию вспомогательных маркетинговых материалов. При этом Программы лояльности предоставлялись клиентам только в сочетании с программными продуктами группы ADS, которые согласно Лицензионному договору Общество было обязано приобретать у согласованных с Лицензиаром поставщиков, входящих в группу ADS.

На основании внешнеторговых контрактов с компаниями Brand Loyalty Sourcing B.V., Brand Loyalty Sourcing Asia Ltd. и Smeulders Interieurwerken B.V. Общество ввезло в Россию товары, необходимые для реализации Программ лояльности его клиентам, а также для обеспечения его деятельности в целом.

По итогам камеральной таможенной проверки Московская областная таможня пришла к выводу, что в таможенную стоимость ввезенных Обществом товаров подлежали включению лицензионные платежи, уплачиваемые Обществом Лицензиару, а также суммы НДС, исчисленные Обществом в отношении роялти в качестве налогового агента.

Суд поддержал позицию таможенного органа ввиду следующего:

Касательно лицензионных платежей за лицензированные объекты интеллектуальной собственности: 

  • Лицензионные платежи относились к ввезенным Обществом товарам (программному обеспечению), поскольку согласно Лицензионному договору Общество могло продавать клиентам Программы лояльности только в сочетании с программными продуктами, которые Общество могло закупать только у компаний-поставщиков, выбранных и утвержденных Лицензиаром.

  • Уплата Обществом лицензионных платежей Лицензиару являлась обязательным условием ввоза лицензированных товаров, учитывая, что Лицензиар осуществлял контроль за деятельностью Общества, выходящий за рамки простого контроля качества, а именно проводил обучение сотрудников Общества, проверял ликвидность и платежеспособность клиентов Общества и проводил аудит его учетных документов в части, относящейся к расчету лицензионного вознаграждения.

  • Общество и Лицензиар входят в одну группу компаний ADS и являются взаимосвязанными лицами. Следовательно, уплата лицензионного вознаграждения Лицензиару является условием поставки Обществу ввезенных товаров в силу принятых внутри группы правил ведения деятельности, действующих даже при отсутствии прямого указания во внешнеторговых контрактах на необходимость заключения Обществом Лицензионного договора с Лицензиаром.

  • Само по себе заключение Лицензионного договора с иным, чем продавцы ввезенных товаров, лицом не препятствует включению уплачиваемых на основании такого договора лицензионных платежей в соответствующем размере в таможенную стоимость таких товаров.

  • Предоставленные Обществом заключения эксперта и специалиста, согласно которым уплата Обществом лицензионных платежей не является условием продажи ему ввезенных товаров и не добавляет им экономической ценности, не имеют доказательственного значения, поскольку они представляют собой результат оказания Обществу консультационных услуг и были выполнены на основании информации, отличной от предоставленной Обществом таможенному органу.

Таким образом, суд пришел к выводу, что суммы роялти, уплаченные Обществом за использование различных объектов интеллектуальной собственности, включая базы данных, товарные знаки, графические объекты, ноу-хау и программное обеспечение, подлежали включению в таможенную стоимость ввезенных Обществом программных продуктов, которые оно предоставляло своим клиентам как часть разработанных для них Программ лояльности.

Интересно, что в данном случае таможенный орган не скорректировал таможенную стоимость товаров, ввезенных Обществом в 2022 году, по причине отсутствия со стороны последнего фактических лицензионных платежей в адрес Лицензиара, что, вероятно, явилось следствием ограничений, введенных Указом Президента РФ от 27.05.2022 № 322.

Касательно «агентского» НДС:

  • «Агентский» НДС не подпадает под категорию разрешенных вычетов из таможенной стоимости ввозимых товаров, предусмотренных пп. 3 п. 2 ст. 40 ТК ЕАЭС, поскольку он уплачивается не в связи с ввозом товаров, а в связи с предоставлением прав на объекты интеллектуальной собственности.

  • Необходимость включения «агентского» НДС в таможенную стоимость ввозимых товаров соответствует позиции, изложенной в Рекомендуемых мнениях 4.16 и 4.18 Технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации.

  • Включение в таможенную стоимость товаров лицензионных платежей с учетом сумм «агентского» НДС подтверждается разъяснениями Минфина России в Письме от 04.08.2016 № 03-10-11/45719.

Таким образом, суд пришел к выводу, что НДС, удержанный Обществом как налоговым агентом, подлежит включению в таможенную стоимость ввезенных им товаров в составе дополнительных начислений к цене таких товаров в виде роялти.

Специалисты налоговой и таможенной практики юридической фирмы Nextons имеют обширный опыт консультирования клиентов по вопросам определения таможенной стоимости товаров, в том числе в части необходимости включения в нее сумм уплачиваемых декларантами лицензионных платежей, а также сопровождения споров с таможенными органами как на этапе досудебного урегулирования, так и на этапе судебного разбирательства и будут рады оказать всестороннюю поддержку по данному направлению.