14.03.2023 Арбитражный суд Краснодарского края принял решение по делу Октоблу (№ А32-57569/2021), в рамках которого рассматривался вопрос о включении лицензионных платежей, уплаченных в соответствии с договором коммерческой концессии, в таможенную стоимость ввозимых товаров.

Как следует из судебного акта, в период 2018-2020 гг. ООО «Октоблу» (далее – «Общество») на основании договора с компанией «Desipro Pte. Ltd.» (Сингапур) (далее – «Продавец»), ввезло на таможенную территорию ЕАЭС различные спортивные товары (далее – «товары»). Таможенная стоимость ввозимых товаров была определена Обществом с применением метода по цене сделки с ввозимыми товарами. Общество и Продавец – взаимосвязанные лица по смыслу ст. 37 ТК ЕАЭС. 

Между Обществом и Продавцом заключен сублицензионный договор о предоставлении права использования товарных знаков, других объектов интеллектуальной собственности и технических разработок, принадлежащих компании DECATHLON S.A. (далее – «Правообладатель»). Размер вознаграждения за использование прав, предоставленных данным сублицензионным договором, составляет 4,5% от объема розничного товарооборота. Общество не уплачивало вознаграждение по данному сублицензионному договору, так как цена ввозимых товаров уже включала лицензионный платеж.

Между Обществом и Правообладателем заключен договор коммерческой концессии (далее – «договор франчайзинга») о предоставлении Обществу права использования в его предпринимательской деятельности комплекса принадлежащих Правообладателю исключительных прав, включая право на использование товарных знаков «DECATHLON», «ДЕКАТЛОН» и «ВСЕГДА В ФОРМЕ», а также право на использование ноу-хау. Договором франчайзинга также установлено, что право использования товарных знаков и ноу-хау предоставлено Обществу исключительно для использования их в целях продвижения и продажи товаров во франчайзинговых магазинах; при этом Общество обязуется использовать товарные знаки DECATHLON и/или ДЕКАТЛОН только в качестве логотипа и в деловой документации (визитки, счета, переводы и т.д.).

За использование прав по договору франчайзинга Общество уплачивало Правообладателю лицензионные платежи, рассчитываемые в виде процента от объема товарооборота франчайзинговых магазинов.

По результатам камеральной таможенной проверки таможня пришла к выводу о неправомерном невключении Обществом в таможенную стоимость ввозимых товаров лицензионных платежей, уплаченных Обществом по договору франчайзинга, и приняла решения о корректировке заявленной Обществом таможенной стоимости ввозимых товаров.

Общество не согласилось с указанными решениями и оспорило их в судебном порядке. Отказывая Обществу в удовлетворении его требований, суд исходил из следующего:

1.  Лицензионные платежи относятся к ввозимым товарам, так как они рассчитываются исходя из объема последующих продаж таких товаров. Реализация ввозимых товаров разрешена исключительно во франчайзинговых магазинах, следовательно, только уплата лицензионных платежей делает возможным продажу таких товаров на территории РФ.

2.  Уплата лицензионных платежей является условием продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС. Договор франчайзинга содержит положения, касающиеся продажи ввозимых товаров, а также положения, позволяющие Правообладателю осуществлять контроль за продажей товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, выходящий за рамки контроля качества.

3.  Лицензионные платежи, уплаченные по договору франчайзинга, не включены в цену, фактически уплаченную за товары, ввозимые Обществом.

Суд также сослался на выводы Верховного Суда Российской Федерации (далее – «ВС РФ»), содержащиеся в определениях от 02.12.2022 по делу № А09-1129/2021 и от 02.12.2022 по делу № А09-1751/2021:

«…если внутри группы компаний установлены требования по использованию объектов интеллектуальных прав, делающие возможным продажу товаров в страну импорта для последующей розничной торговли, в том числе требования относительно использования внутригрупповых ноу-хау, программного обеспечения, веб-сайта и коммерческого обозначения, соответствующие платежи, осуществляемые в пользу поставщика или иного участника группы компаний (взаимосвязанного лица), могут рассматриваться как элементы действительной стоимости товаров, которые в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса ЕАЭС должны быть учтены для целей их таможенной оценки».

Применительно к данному случаю суд отметил:

«…все лицензионные платежи, уплачиваемые в рамках заключенных контрактов, в том числе с целью организации деятельности магазинов «Декатлон», относятся к оцениваемым товарам и в силу фактически сложившихся правил ведения деятельности группы DECATHLON S.A. - их уплата являлась необходимым условием экспорта товаров с целью ввоза на территорию Российской Федерации».

Таким образом, несмотря на тот факт, что лицензионные платежи уплачивались Обществом за право использования объектов интеллектуальной собственности при организации розничных продаж на территории РФ, а ввозимые им товары не были маркированы товарным знаком, на использование которого было представлено право в рамках договора франчайзинга, суд пришел к выводу о необходимости включения таких платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров.

При этом достаточно сложно согласиться с доводами таможни и суда о выполнении условия относимости лицензионного платежа к ввозимым товарам на том основании, что лицензионный платеж рассчитывается исходя из объема розничного товарооборота. Данное утверждение прямо противоречит положениям п. 8 Рекомендации Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 № 20 (далее – «Рекомендация № 20»), которые гласят, что при определении того, относятся ли лицензионные платежи к оцениваемым (ввозимым) товарам, ключевым вопросом является не то, как рассчитывается сумма лицензионных платежей, а то, почему они уплачиваются и что именно покупатель (лицензиат) получает в обмен на их уплату.

Как показывает данное судебное решение, суд очень формально подошел к анализу вопроса выполнения условий включения лицензионных платежей, установленных ст. 40 ТК ЕАЭС и уточненных ЕЭК в Рекомендации № 20, в таможенную стоимость ввозимых товаров.

Необходимо отметить, что выводы ВС РФ, изложенные в упомянутых выше определениях, негативно повлияли на последующую правоприменительную практику по вопросам включения лицензионных платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров. Данное судебное решение продолжает неблагоприятно складывающуюся тенденцию для импортеров.

Специалисты налоговой и таможенной практики юридической фирмы Nextons имеют обширный опыт консультирования по вопросам таможенной стоимости ввозимых товаров, сопровождения споров с таможенными органами и будут рады оказать всестороннюю поддержку по данным направлениям.