25.04.2022 Арбитражный суд г. Москвы вынес решение по делу № А40-286907/2021, в рамках которого рассматривался спор о включении в таможенную стоимость ввозимых товаров НДС, удерживаемого российским лицензиатом c сумм роялти, уплачиваемых в отношении ввозимых товаров.

Как следует из судебного акта, АО «Л’ОРЕАЛЬ» (далее – «Общество») обратилось в суд с заявлением о признании незаконными решений Московской областной таможни (далее – «Таможня») о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, после выпуска товаров.

Обществом был заключен контракт на поставку и контрактное производство товаров с заводами-изготовителями, расположенными за пределами ЕАЭС, в рамках которого заводы-изготовители по заказу Общества производили с использованием товарных знаков и поставляли Обществу товары. Товарные знаки, в свою очередь, были предоставлены Обществу иностранной компанией L’Oreal S.A. (Франция) на основании лицензионных договоров.

За использование указанных товарных знаков Общество уплачивало роялти, рассчитываемые как процент от чистых продаж товаров Обществом.

По итогам проведенной камеральной проверки Таможня приняла решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, в том числе включила в состав таможенной стоимости товаров НДС, исчисленный и уплаченный Обществом в качестве налогового агента с сумм роялти.

Признавая позицию Таможни необоснованной, суд сослался на следующее:

  • НДС является косвенным налогом и фактически взимается с покупателя товаров (работ или услуг) дополнительно к их стоимости, НДС не формирует часть цены товара (работы, услуги), которая может считаться экономическим доходом/выручкой продавца.
  • В случае, когда обязанности по перечислению НДС в бюджет возложены на налогового агента, НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по НДС, однако такие особенности не могут оказывать влияния на гражданско-правовые отношения между продавцом и покупателем с точки зрения формирования цены реализуемого актива.
  • В целях определения налоговой базы по НДС налоговым агентом происходит не изменение (увеличение) размера лицензионного платежа, а искусственное/расчетное увеличение стоимости исключительно для целей определения налоговой базы по НДС – соответствующим образом Общество расчетным путем увеличивало сумму лицензионного платежа, предусмотренную договором, для удержания НДС, что подтверждается актами по лицензионному договору.
  • ТК ЕАЭС предусматривает, что в состав таможенной стоимости ввозимых товаров добавляется сумма лицензионного платежа, а не налоговая база по одному из налогов, соответственно, для определения размера лицензионного платежа необходимо руководствоваться положениями гражданского законодательства.
  • Включение в таможенную стоимость ввозимых товаров суммы НДС приводит к взиманию налога с налога: НДС взимается сначала с суммы лицензионного платежа, а впоследствии с таможенной стоимости ввозимых товаров, включающей НДС с лицензионного платежа.
  • Помимо этого, признание того, что «агентский» НДС формирует часть роялти, приводило бы к обложению суммы НДС, составляющего такую часть, налогом на прибыль у источника в РФ, то есть еще к одному случаю уплаты налога с налога.

На основании вышеуказанных аргументов суд пришел к выводу, что сумма НДС с роялти не должна включаться в таможенную стоимость ввозимых товаров.

Тема включения НДС с роялти в таможенную стоимость ввозимых товаров является крайне актуальной в настоящее время, а практика на уровне первой инстанции – пока противоречивой. Рассматриваемое дело является одним из примеров детального рассмотрения судом принципа взимания НДС, а также проведения разграничения между понятиями «цена договора» для целей ТК ЕАЭС и «налоговая база» для целей одной из глав НК РФ.

Специалисты налоговой и таможенной практики Nextons имеют обширный опыт консультирования клиентов по вопросам определения таможенной стоимости товаров, а также сопровождения споров с таможенными органами как на этапе досудебного урегулирования споров, так и на этапе судебного разбирательства.