25.10.2023 Арбитражный суд Тюменской области принял решение по делу Сибур Холдинг (№ А70-17932/2023), в рамках которого рассматривался вопрос о правомерности корректировки таможенной стоимости ввозимых товаров на размер арендных платежей за тару, использованную для их доставки.
Как следует из судебного акта, ПАО «СИБУР Холдинг» (далее – «Общество») ввезло на территорию РФ катализаторы (далее – «товары») по внешнеторговым договорам с иностранным продавцом. Товары ввозились в транспортировочных емкостях, арендованных Обществом в рамках тех же внешнеторговых договоров. При ввозе товары помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а транспортировочные емкости – под таможенную процедуру временного ввоза. Впоследствии транспортировочные емкости были вывезены Обществом с таможенной территории согласно процедуре реэкспорта. При этом часть емкостей не была задекларирована Обществом.
Таможенная стоимость ввезенных товаров была определена Обществом по цене сделки с ввозимыми товарами (Метод 1) с учетом расходов на транспортировку, тару и упаковку.
По результатам проведения таможенной проверки Тюменская таможня (далее – «Таможня») пришла к выводу, что расходы на аренду транспортировочных емкостей были включены Обществом в таможенную стоимость ввезенных им товаров не в полном размере. Таможней также было установлено, что не все транспортировочные емкости были задекларированы.
Таможней были приняты решения о внесении изменений в таможенную стоимость ввезенных Обществом товаров, а также признаны незаконно перемещенными через таможенную границу транспортировочные емкости, декларирование которых Общество не осуществило.
Общество не согласилось с действиями Таможни и обратилось в суд с заявлением о признании незаконными и отмене принятых в его отношении решений.
Суд, отказывая Обществу в удовлетворении его требований, указал на следующее:
1. Внешнеторговыми договорами предусмотрено, что базовая цена товаров не включает в себя расходы на аренду транспортировочных емкостей (тары). При этом поставка товаров осуществляется только в арендованной таре на условиях, предусмотренных приложением к каждому внешнеторговому договору.
2. Общество включило расходы на тару в таможенную стоимость товаров как дополнительное начисление (ст. 40 ТК ЕАЭС), исходя из расчетной величины арендной платы за тару, а не фактически понесенных затрат.
3. Ценой, фактически уплаченной за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. Разделом 1 внешнеторговых договоров установлено, что «цена» означает цену, определенную в разделе 8 данных договоров, который предусматривает, что общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем продавцу, включает и плату за аренду емкостей.
Более того, в каждом внешнеторговом договоре в табличной форме приведены и базовая цена товаров, и цена с учетом арендных платежей.
4. Условиями внешнеторговых договоров предусмотрено, что покупатель не должен уплачивать арендную плату за использование емкостей, если он возвращает их в шестимесячный срок, а платежи за товар и арендная плата оформляются различными документами, выставляемыми в разное время. Несмотря на это, в разделе 8 внешнеторговых договоров плата за аренду емкостей указана в составе цены, подлежащей уплате при продаже товара для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС. Таким образом, плата за аренду емкостей должна рассматриваться в качестве надбавки к «базовой» цене товаров.
Условие неуплаты арендных платежей, если тара возвращена в срок, не превышающий 6 месяцев, можно рассматривать как стимулирующую скидку с цены товара. Фактически, арендные платежи в данном случае можно рассматривать в качестве косвенных платежей за товары.
5. Поставка товаров с использованием многооборотной тары является одним из условий внешнеторговых договоров и без ее использования невозможна.
6. Внешнеторговыми договорами предусмотрено обязательство Общества закупить определенный объем товаров. Отслеживание объемов закупок осуществляется через независимого аудитора. Услуги аудитора оплачиваются продавцом, если покупатель исполняет указанное обязательство. В противном случае услуги аудитора оплачиваются покупателем. Таким образом, продавец определяет условия закупки товара Обществом и устанавливает зависимость цены товара от фактического исполнения обязательств по закупке товара.
На основании вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что плата за аренду транспортировочных емкостей, предусмотренная положениями внешнеторговых договоров, является частью цены, фактически уплаченной за ввозимые товары, и по своей природе не может относится к транспортным расходам, которые уплачиваются перевозчику (экспедитору).
Следует отметить и другие выводы суда относительно уплаты Обществом таможенных платежей в отношении задекларированных им транспортировочных емкостей при помещении последних под таможенную процедуру временного ввоза. В частности, суд отметил, что «в рассматриваемом случае арендные платежи, подлежащие включению в таможенную стоимость катализаторов, не являются стоимостью самих емкостей, на которые начислены таможенные платежи при заявлении процедуры временного ввоза». Между тем судом не были приняты во внимание положения Решения Коллегии ЕЭК от 01.03.2021 № 23, касающиеся вопросов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в рамках арендных отношений. В частности, указанным документом предусматривается возможность определения таможенной стоимости ввозимых на условиях аренды товаров как совокупности арендных платежей, уплачиваемых импортером.
Данное судебное решение наглядно демонстрирует складывающуюся в последнее время тенденцию весьма широкой интерпретации судами как положений действующего таможенного законодательства, так и «действительного экономического смысла» взаимоотношений между сторонами сделок, на основании которых осуществляется ввоз товаров. Как правило, это помогает судам поддержать позицию таможенного органа.
В связи с тем, что в последнее время наблюдается негативная для импортеров практика включения таможенными органами в таможенную стоимость ввозимых товаров практически любых расходов и платежей, особую актуальность приобретает правильное структурирование сделки купли-продажи товара, а также составление внешнеторгового договора с учетом возможных таможенных рисков.
Специалисты налоговой и таможенной практики юридической фирмы Nextons имеют обширный опыт консультирования клиентов по вопросам определения таможенной стоимости товаров, а также сопровождения споров с таможенными органами как на этапе досудебного урегулирования, так и на этапе судебного разбирательства и будут рады оказать всестороннюю поддержку по данному направлению.