В последнее время получила свое развитие судебная практика по вопросу включения НДС, уплачиваемого/удерживаемого российским лицензиатом, в таможенную стоимость ввозимых им товаров.

Так, 12.04.2022 Арбитражным судом города Москвы было принято решение по делу № А40-251204/21 (далее – «Дело 1»), а 13.04.2022 – по делу № А40-3225/22 (далее – «Дело 2»). При этом выводы одного и того же суда оказались прямо противоположными.

Как следует из судебных актов, в обоих случаях российские общества (Эсте Лаудер Компаниз и Гудиер Раша соответственно), осуществляющие приобретение и ввоз товаров на территорию РФ, уплачивали лицензионные платежи за право использования товарных знаков в пользу иностранных правообладателей. По итогам камеральных таможенных проверок таможенные органы пришли к выводу о необходимости включения НДС с сумм роялти в таможенную стоимость ввезенных товаров.

В Деле 1 по вопросу НДС суд встал на сторону таможенного органа, указав на следующее:

  • Согласно лицензионным договорам, расчет суммы роялти установлен в виде процентной ставки от чистой суммы продаж и НДС, который должен быть уплачен в добавление к указанной сумме (либо сверх указанной суммы).
  • В актах оказанных услуг был обозначен НДС.
  • Налогоплательщиком НДС в отношении роялти является правообладатель, а не декларант, а объектом налогообложения является передача прав на объекты интеллектуальной собственности (а не ввоз товаров), то есть НДС не является налогом, который понес декларант в связи с ввозом товаров.
  • В Рекомендуемых мнениях Технического комитета по таможенной оценке ВТО сделан вывод о необходимости включения в состав дополнительных начислений к ЦФУ полной суммы роялти с учетом сумм налогов , подлежащих удержанию налоговым агентом в стране ввоза. При этом при подготовке Рекомендуемых мнений Технический комитет не принимал во внимание конкретные виды налогов, то есть выводы Рекомендуемых мнений распространяются в том числе на НДС.

В Деле 2 суд встал на сторону российского лицензиата, указав на следующее:

  • В лицензионном договоре не предусмотрена сумма НДС, таким образом, декларант определил налоговую базу самостоятельно, увеличив сумму лицензионных платежей на сумму НДС, затем полученный результат был умножен на расчетную ставку 20/120, то есть фактически декларант исчислил НДС сверх суммы лицензионных платежей и уплатил его в бюджет за счет собственных средств.
  • Поскольку сумма НДС предъявляется дополнительно к сумме лицензионного платежа и уплачивается не продавцу, а в государственный бюджет РФ, то это сумма не представляет собой часть лицензионного платежа.
  • Суммы НДС не относятся к расходам, а подлежат вычету с учетом норм ст.ст. 171, 172 НК РФ.
  • Исключение внутренних налогов из структуры таможенной стоимости прямо регламентировано ст. 40 ТК ЕАЭС, и такое исключение относится не только к самой цене фактически уплаченной за товары, но и к дополнительным начислениям к этой цене.
  • С учетом Рекомендуемого мнения Технического комитета по таможенной оценке ВТО 4.16 только налог на доход правообладателя в стране ввоза может рассматриваться в качестве лицензионного платежа, подлежащего включению в таможенную стоимость, на НДС указанное Рекомендуемое мнение не распространяется.

Следует отметить, что в решении суда по Делу 1 полностью переписаны письма Минфина России о том, что Рекомендуемые мнения Технического комитета распространяются на НДС. Вероятно, судом не изучались названные Рекомендуемые мнения, поскольку, вопреки утверждению суда, Технический комитет высказывался в отношении включения в таможенную стоимость только прямого налога (что совершенно логично, поскольку прямой налог составляет часть экономической выгоды лицензиара), и не высказывался по вопросу косвенного налога (НДС), который является налогом на потребление и, по сути, транзитом перечисляется в российский бюджет, в результате чего не может составлять часть лицензионного платежа в аспекте экономической выгоды лицензиара. Собственно судом не анализировалась в принципе природа НДС как налога на потребление.

При этом выводы суда по Делу 2 представляются обоснованными и основанными на правильной трактовке принципов налогообложения в аспекте взимания косвенных налогов. Решение суда по Делу 2 содержит детальный анализ сути НДС, а также Рекомендуемых мнений Технического комитета по таможенной оценке ВТО.