26.06.2023 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (далее – «СКЭС ВС РФ») вынесла Определение № 303-ЭС22-29669 по делу Green Tree Global (№ А51-576/2021), в рамках которого рассматривался вопрос о правомерности начисления таможенных платежей в отношении временно ввезенного воздушного судна, фактически вывезенного с таможенной территории ЕАЭС.

Как следует из судебного акта, компания GREEN TREE GLOBAL CO. LTD. (далее – «Компания») ввезла самолет бизнес авиации (далее – «самолет», «воздушное судно»), поместив его под таможенную процедуру временного ввоза с освобождением от уплаты таможенных платежей. В пределах срока, установленного для обратного вывоза, воздушное судно убыло с таможенной территории ЕАЭС в качестве транспортного средства международной перевозки (далее – «ТСМП»). При этом самолет не помещался под иные таможенные процедуры, в том числе с целью завершения процедуры временного ввоза.

По итогам проведенной проверки документов и сведений после выпуска товаров таможенный орган пришел к выводу, что незавершение таможенной процедуры временного ввоза является основанием для начисления таможенных платежей в отношении воздушного судна. В связи с этим таможней были выставлены уведомления о неуплаченных таможенных платежах и обращено взыскание на воздушное судно, которые Компания оспорила в суде.

Суды трех инстанций последовательно признали законными решения таможни по следующим основаниям:

  • Процедура временного ввоза не была завершена надлежащим образом, что является нарушением условий таможенной процедуры.

  • Использование временно ввезенных товаров в качестве ТСМП за пределами таможенной территории ЕАЭС не прекращает и не приостанавливает действие таможенной процедуры временного ввоза и не снимает с декларанта обязанность по ее завершению.

  • Несоблюдение требования о завершении таможенной процедуры временного ввоза является основанием для начисления таможенных платежей.

Однако СКЭС ВС РФ не согласилась с выводами судов нижестоящих инстанций и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, руководствуясь следующим:

  • Согласно ст. 9 Конвенции о временном ввозе действие режима временного ввоза обычно прекращается с обратным вывозом товаров (включая транспортные средства), ввезенных в соответствии с процедурой временного ввоза.

  • Порядок обложения товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза и выпуска для внутреннего потребления, различается в связи с различными условиями и целями использования таких товаров.

  • В случае фактического вывоза временно ввезенных товаров с соблюдением таможенных формальностей (при помещении товара под процедуру реэкспорта) обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин считалась бы прекращенной (пп. 1 п. 2 ст. 241 ТК ЕАЭС).

  • Только в условиях помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и их дальнейшего использования на таможенной территории ЕАЭС без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению товарами, то есть с возможностью получения экономической выгоды с соответствующей таможенной территории, обложение таможенными пошлинами временно выпущенных товаров уравнивается с товарами, выпущенными для внутреннего потребления.

  • Покинув таможенную территорию ЕАЭС, иностранные товары более на ней не используются, получение экономической выгоды с соответствующей территории невозможно, в связи с чем обложение товаров таможенными платежами в рамках данной таможенной процедуры ограничивается их частичной уплатой или полным освобождением от уплаты.

  • Таким образом, установленное таможенным законодательством правило о взимании таможенных платежей в случае незавершения действия таможенной процедуры временного ввоза, как если бы товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза, помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, НЕ может быть распространено на случаи, когда товар был на легальном основании вывезен за пределы таможенной территории, а допущенное нарушение – состояло только в нарушении таможенных формальностей при том, что в случае соблюдения порядка завершения таможенной процедуры временного ввоза товара (вывоза товара в режиме реэкспорта) таможенные платежи не подлежали бы уплате.

  • Нарушение порядка завершения таможенной процедуры временного ввоза не могло являться безусловным основанием для взимания таможенных платежей в отношении данного товара по правилам, установленным для товаров, выпущенных для внутреннего потребления, поскольку по сути это означало бы, что взиманию таможенных платежей придается характер имущественной санкции.

  • При надлежащем таможенном декларировании вывоза товара путем подачи заявления о помещении самолета под таможенную процедуру реэкспорта таможенные платежи не подлежали бы уплате, в связи с чем взыскание таможенных платежей, не связанное с нарушением сроков временного ввоза и незаконным нахождением и использованием товара на таможенной территории ЕАЭС, не имеет экономического основания и является произвольным.

Следует отметить, что при рассмотрении данного дела СКЭС ВС РФ неформально подошла к толкованию норм таможенного права, в том числе проведя параллели с нормами налогового законодательства, касающимися действительного экономического смысла операций налогоплательщика, определения прав и обязанностей исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции. Уже не в первый раз СКЭС ВС РФ приводит данные положения налогового законодательства при рассмотрении таможенных споров, указывая на универсальность таких норм и их применимость к таможенным правоотношениям.

Юристы налоговой и таможенной практики Nextons имеют обширный опыт консультирования клиентов по вопросам применения таможенных процедур, а также сопровождения споров с таможенными органами.