12.09.2023 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (далее – «СКЭС ВС РФ») вынесла Определение № 305-ЭС23-5316 по делу Нижегородский производственно-коммерческий центр «МИЗ» (№ А41-38729/2022), в рамках которого рассматривался вопрос о правомерности отказа от предоставления льготы по уплате НДС при ввозе медицинских изделий, код ОКП которых являлся общим для группы ввозимых товаров.

Как следует из судебного акта, общество с ограниченной ответственностью «Нижегородский производственно-коммерческий центр «МИЗ» (далее – «Общество») осуществило ввоз медицинских изделий (далее – «Товары») на территорию РФ на основании внешнеторгового договора с иностранным поставщиком. При помещении товаров под таможенную процедуру Общество заявило льготу по уплате ввозного НДС в виде освобождения от его уплаты. В качестве документов, подтверждающих право на предоставление указанной льготы, Общество представило регистрационные удостоверения на медицинские изделия (далее – «РУ») и декларации о соответствии.

В отношении Общества была проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров, по результатам которой таможенный орган пришел к выводу, что Обществом не представлены документы, подтверждающие право на льготу, так как представленные при таможенном декларировании РУ содержали код ОКП на общую группу медицинских изделий. В связи с этим таможня осуществила корректировки деклараций на товары и доначислила НДС в полном объеме, который был уплачен Обществом.

После получения новых РУ, Общество обратилось в таможню за восстановлением льготы по НДС и возвратом его излишне уплаченных сумм. Таможня Обществу в удовлетворении обращений отказала.

Общество, не согласившись с решением таможни, обратилось в суд. Суды трех инстанций удовлетворили требования Общества только в части восстановления льготы по НДС с момента представления новых РУ.

СКЭС ВС РФ отменила судебные акты нижестоящих инстанций в части восстановления льготы за период до предоставления новых РУ и отправила дело на новое рассмотрение, руководствуясь следующим:

  • Положениями ст. ст. 21 и 56 НК РФ установлена возможность предоставления налоговых льгот при условии соблюдения условий их применения. По смыслу закона такие льготы выступают формой имущественной поддержки отдельных категорий субъектов экономического оборота, направленной на удовлетворение публичного интереса, связанного со стимулированием деятельности отдельных отраслей экономики, улучшением социально-экономического положения территорий и т.п.

  • В соответствии с п. 2 ст. 150, пп.1 п. 2 ст. 149 НК РФ при ввозе медицинских изделий по перечню, устанавливаемому Правительством РФ, НДС не уплачивается при условии представления регистрационного удостоверения на такое медицинское изделие.

  • Предоставление льготы по уплате НДС в отношении медицинских изделий преследует такую публично значимую цель как увеличение объема ввоза медицинских изделий и снижение издержек, связанных с таким ввозом и последующей их реализацией.

  • Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042 установлен перечень медицинских изделий, подлежащих освобождению от уплаты НДС при их ввозе (далее – «Перечень»). В соответствии с примечанием 1 к Перечню для целей его применения следует руководствоваться кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014.

  • В соответствии с РУ, представленными Обществом при таможенном декларировании Товаров, были ввезены медицинские изделия, отнесенные по ОКП к группе 94 3000, в частности, такие Товары соответствуют группам товаров с кодами ОКП 94 3200, 94 3300, 94 3400, 94 3500, 94 3600, которые, в свою очередь, входят в подкласс продукции с кодом ОКП 94 3000 и указаны в Перечне, следовательно, на них распространяется возможность применения налоговой льготы. Такие же коды ОКП были указаны и в представленных Обществом декларациях о соответствии.

  • У таможни была возможность соотнести код ОКП, указанный в РУ, представленных при таможенном декларировании Товаров, с кодом ОКПД2, указанным в Перечне, поскольку Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 установлен переходный период и даны разъяснения о правилах соотношения кодов ОКП и принятых кодов ОКПД2.

  • Получение Обществом в 2021 году новых РУ на Товары, в которых указан код ОКПД2 32.50.13.190, является, с учетом соотношения кодов ОКПД2 и ОКП, лишь дополнительным подтверждением права Общества на получение льготы.

Таким образом, СКЭС ВС РФ пришла к выводу о том, что у таможенного органа на момент таможенного декларирования были все необходимые документы, подтверждающие права Общества на льготу по НДС.

Интересно заключение суда о том, что таможенные органы не вправе произвольно отказывать в предоставлении льготы по НДС импортерам медицинских изделий, а вопрос о подтверждении права на льготу должен детально исследоваться таможенным органом в рамках соответствующих процедур таможенного контроля с учетом представленных декларантом и имеющихся в распоряжении таможенного органа документов в их совокупности.

Следует отметить, что на практике таможенные органы зачастую отказывают в предоставлении льгот и преференций при ввозе товаров, основываясь на формальных претензиях. Полагаем, что выводы СКЭС ВС РФ по данному делу будут приняты во внимание таможенными органами при рассмотрении вопросов о предоставлении льгот и преференций, что, очевидно, должно привести к снижению количества споров с таможенными органами и снижению издержек участников ВЭД.

Юристы налоговой и таможенной практики Nextons имеют обширный опыт консультирования клиентов по вопросам уплаты таможенных платежей и пеней, взимаемых при ввозе товаров на территорию РФ, а также сопровождения споров с таможенными органами.