22.08.2024 Арбитражный суд Московской области вынес Решение по делу АЗУР Эйр (№ А41-110407/23), в рамках которого рассматривался вопрос о необходимости уплаты таможенных платежей после вывоза временного ввезенного воздушного судна.

Как следует из судебного акта, ООО «АЗУР Эйр» (далее – «Общество») поместило гражданский пассажирский самолет BOEING В-737-800 (737-89L) (далее – «Товар») под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлины, налогов.

04.03.2022 Общество по электронной почте получило уведомление от AZUR HAVACILIK A.S. (Турция) (далее – «Арендодатель») о прекращении договора аренды в связи с принятием Советом ЕС Регламента 2022/328 от 25.02.2022. Уведомление также содержало указание на незамедлительное вступление Арендодателя во владение Товаром в месте размещения.

В процессе эксплуатации Общество вывезло Товар с таможенной территории ЕАЭС в качестве транспортного средства международной перевозки в Анталию (Турцию), где оно было задержано властями Турции и передано Арендодателю в аэропорт Анталия (Турция). Следовательно, до истечения срока временного ввоза Товар убыл с таможенной территории ЕАЭС в соответствии с положениями гл. 38 ТК ЕАЭС в качестве транспортного средства международной перевозки без завершения таможенной процедуры временного ввоза (допуска).

16.08.2022 Общество направило в адрес Домодедовской таможни (далее – «Таможенный орган») обращение, в котором сообщило об уведомлении от Арендодателя и просило завершить процедуру временного ввоза (допуска) Товара процедурой реэкспорта. В качестве альтернативы Общество просило Таможенный орган сообщить об иных вариантах по завершению таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в связи с принятием ограничительных мер.

В целях помещения Товара под таможенную процедуру реэкспорта Общество подало ДТ, но получило отказ в связи с выявленными нарушениями условий помещения товаров под таможенную процедуру. Таможенным органом проведен контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров, по результатам которого установлено наступление срока уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов в связи с незавершением в срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска).

Между тем суд первой инстанции поддержал позицию Общества на основании следующего:

  • Согласно условиям таможенной процедуры временного ввоза с учетом таможенной процедуры реэкспорта иностранный товар может только временно находиться и использоваться на таможенной территории ЕАЭС в течение установленного срока временного ввоза, до истечения которого товар должен быть фактически вывезен с таможенной территории ЕАЭС.

Если товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, то есть декларант принимает решение оставить и продолжать их использовать на таможенной территории ЕАЭС, таможенные платежи подлежат доплате до полной суммы, уплачиваемой как при выпуске товаров для внутреннего потребления.

В случае фактического вывоза иностранных товаров с таможенной территории ЕАЭС с соблюдением таможенных формальностей (при помещении товара под процедуру реэкспорта), обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин считалась бы прекращенной в силу положений пп. 1 п. 2 ст. 241 ТК ЕАЭС.

  • Уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в полном объеме обусловлена оставлением ранее временно ввезенных товаров на таможенной территории ЕАЭС и их дальнейшим использованием на указанной территории без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению товарами, то есть возможностью получения экономической выгоды с соответствующей таможенной территории. Именно в связи с указанными обстоятельствами обложение таможенными платежами временно выпущенных товаров уравнивается с товарами, выпущенными для внутреннего потребления.

Покинув таможенную территорию ЕАЭС, иностранные товары более на ней не используются, получение экономической выгоды с соответствующей территории невозможно, в связи с чем обложение товаров таможенными платежами в рамках данной таможенной процедуры ограничивается их частичной уплатой или полным освобождением от уплаты.

  • Из пп. 3 п. 4 ст. 238 ТК ЕАЭС следует, что требование по подаче заявления о помещении под таможенную процедуру реэкспорта носит формальный характер, поскольку для этого не требуется ни нахождение самолета, вывезенного в качестве транспортного средства международной перевозки, на таможенной территории ЕАЭС, ни его идентификация таможенными органами.

  • Установленное таможенным законодательством правило о взимании таможенных платежей в случае незавершения действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) как если бы товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (пп. 8 п. 7 и пп. 5 п. 8 ст.225 ТК ЕАЭС), не может быть распространено на случаи, когда товар был на легальном основании вывезен за пределы таможенной территории, а допущенное нарушение состояло только в нарушении таможенных формальностей, притом что в случае соблюдения порядка завершения таможенной процедуры временного ввоза товара (вывоза товара в режиме реэкспорта) таможенные платежи не подлежали бы уплате.

  • Общество вывезло Товар с таможенной территории ЕАЭС в качестве транспортного средства международной перевозки, где он был задержан властями Турции и передан Арендодателю. Следовательно, обратный вывоз Товара произведен на легальном основании и был воспринят Таможенным органом как убытие транспортного средства международной перевозки. Допущенное при этом нарушение порядка завершения таможенной процедуры временного ввоза не могло являться безусловным основанием для взимания таможенных платежей в отношении данного товара по правилам, установленным для товаров, выпущенных для внутреннего потребления, поскольку по сути это означало бы, что взиманию таможенных платежей придается характер имущественной санкции.

  • При этом за не завершение в установленный срок таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ. Совершение одного правонарушения, тем более носящего формальный характер, не должно приводить к применению множественных имущественных санкций, что не отвечало бы принципу справедливости и может серьезным образом подорвать ожидания участников внешнеэкономического оборота относительно стабильности их правового положения при ведении деятельности на территории РФ.

Рассмотренное дело является очередным примером того, что суды придерживаются правовых позиций, отраженных СКЭС ВС РФ в Определениях от 22.11.2023 № 305-ЭС23-9713 по делу Северный ветер (№ А41-86491/2021) и от 26.06.2023 № 303-ЭС22-29669 по делу Green Tree Global (№ А51-576/2021), которые ориентируют правоприменителей не руководствоваться исключительно формальным подходом при решении вопроса о необходимости уплаты таможенных платежей после вывоза временно ввезенного воздушного судна.

Специалисты налоговой и таможенной практики юридической фирмы Nextons имеют обширный опыт консультирования клиентов по вопросам определения таможенной стоимости товаров, а также сопровождения споров с таможенными органами как на этапе досудебного урегулирования, так и на этапе судебного разбирательства и будут рады оказать всестороннюю поддержку по данному направлению.