24.07.2024 Арбитражный суд Республики Карелия вынес Решение по делу Металлстиль (№ А26-3636/2024), в котором рассматривался вопрос о правильности декларирования товаров, вывозимых по одной декларации на товары (далее – «ДТ»), при несоблюдении условия об одновременной отгрузке.
Как следует из судебного акта, ООО «Металлстиль» (далее – «Общество») заключило с контракт с иностранной компанией на поставку 454 тонн лома черных металлов (далее – «Товар»). Товар был экспортирован в 17 контейнерах, задекларированных по одной ДТ. При этом Общество также пользовалось услугами экспедитора ООО «Даксер» (далее – «Экспедитор»).
Карельская таможня (далее – «Таможенный орган») провела камеральную таможенную проверку по вопросу достоверности сведений, заявленных в ДТ. По результатам контроля Таможенный орган пришел к выводу о несоблюдении Обществом порядка заполнения ДТ в части декларирования в качестве одной товарной партии товаров, в отношении которых не соблюдается условие одновременной отгрузки (погрузка на суда в рамках разных поручений на погрузку).
Суд поддержал позицию Общества, указав следующее:
- В соответствии с п. 2 порядка заполнения ДТ, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, в одной ДТ декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру.
Под одной товарной партией при вывозе товаров с таможенной территории рассматриваются товары, в том числе одновременно отгружаемые или отгружаемые в течение определенного периода времени, в регионе деятельности одного и того же таможенного органа одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя, находящегося за пределами таможенной территории, в рамках исполнения обязательств по одному документу.
- Исходя из содержания ст. 116 ТК ЕАЭС, под отгрузкой понимается передача товаров перевозчику, который будет осуществлять международную перевозку, либо первому перевозчику при осуществлении международной перевозки товаров с перегрузкой (перевалкой) на другое транспортное средство в целях вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС.
- Таможенным законодательством ЕАЭС не установлено ограничений в части необходимости одновременного фактического вывоза одновременно отгруженных от отправителя товаров.
- Экспортируемый Товар был единовременно помещен на склад Общества в 17 контейнерах. На всю партию Товара было выставлено три инвойса, что обусловлено не несколькими партиями Товара, а условиями оплаты и контракта. Общество также перевыставило один инвойс в связи с наличием технической ошибки в части неучета суммы аванса. В присутствии Экспедитора Общество опломбировало 17 контейнеров, что подтверждается экспедиционной распиской. Для осуществления доставки Экспедитор привлек перевозчика, который указан в качестве заказчика в поручениях на погрузку.
- В ответе на адвокатский запрос Экспедитор пояснил, что им было забронировано одно судно, что в настоящий момент невозможно подтвердить в связи с уходом судовой линии из РФ в связи с санкциями. Судовая линия на основании одностороннего решения распределила партию Товара на три судна, исходя из количества свободных судов и дат их отправления, обосновав это высокой загруженностью. Такое решение является исключительной компетенцией судовой линии, Экспедитор не имеет полномочий по оказанию на это какого-либо влияния.
Перевозчик, нанятый Экспедитором, совершал действия в отношении всей партии Товара по ее доставке в порт и сопровождению морского фрахта. Партия была фактически вывезена с таможенной территории ЕАЭС в том же количестве и том же состоянии, в котором она находились в момент ее помещения под процедуру. Тот факт, что партия была вывезена на трех судах по единоличному решению судовой линии, не может изменить ее статус как единой.
- В ситуации, когда в обязанности экспедитора входит осуществление перевозки, и экспедитор принимает на себя ответственность за груз, функции перевозчика и экспедитора, выступающего в роли договорного перевозчика, оказываются тождественными. В этом случае как перевозчик, так и экспедитор отвечают за сохранную доставку груза, и перевозчик, и экспедитор не лишены права привлекать для фактического осуществления перевозки третьих лиц.
Специалисты налоговой и таможенной практики Nextons имеют обширный опыт консультирования клиентов по вопросам определения таможенной стоимости товаров, а также сопровождения споров с таможенными органами как на этапе досудебного урегулирования, так и на этапе судебного разбирательства и будут рады оказать всестороннюю поддержку по данному направлению.