22.02.2024 Арбитражный суд Новосибирской области вынес Решение по делу «Новокузнецкий мелькомбинат» (№ А45-36916/2023), в рамках которого рассматривался вопрос об обложении вознаграждения иностранным организациям по договорам фрахта налогом на доходы иностранных организаций.

Как следует из судебного акта, 31.07.2023 Межрайонная ИФНС России № 21 по Новосибирской области (далее – «Инспекция») по итогам проведения камеральных проверок налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 2021 год и 1 квартал 2022 года приняла несколько решений о привлечении ООО «Новокузнецкий мелькомбинат» (далее – «Общество») к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которыми Обществу доначислен налог на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство. Указанными решениями Общество также привлечено к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 123 НК РФ за не удержание и не перечисление налоговым агентом налога на прибыль с доходов иностранных организаций.

По мнению Инспекции, Общество неправомерно не удержало налог с вознаграждения за оказание услуг по международной перевозке, выплаченного в пользу иностранных организаций-резидентов Турции. В п. 2 ст. 309 НК РФ содержится норма, применяемая к доходам, не указанным в п. 1 ст. 309 НК РФ. При этом положения п. 2 ст. 309 НК РФ не исключают обязанности налоговых агентов по удержанию налога на прибыль при выплате иностранным организациям доходов, прямо поименованных в п. 1 ст. 309 НК РФ, в том числе доходов от международных перевозок.

Между тем суд первой инстанции поддержал позицию Общества, указав следующее: 

  • Между Правительством РФ и Правительством Турецкой Республики действует Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15.12.1997 (далее – «Соглашение»). Указанное Соглашение распространяется на налоги на доходы, независимо от метода их взимания. В качестве налогов на доходы рассматриваются все налоги, взимаемые с общей суммы дохода или с отдельных его элементов, включая доход от отчуждения движимого и недвижимого имущества.

  • В соответствии с Соглашением под международной перевозкой понимается любая перевозка морским, речным, воздушным судном или дорожным транспортным средством, осуществляемая предприятием одного договаривающегося государства, за исключением случаев, когда морское, речное, воздушное судно или дорожное транспортное средство эксплуатируется только между пунктами, расположенными на территории одного и того же договаривающегося государства.

  • В соответствии со ст. 8 Соглашения прибыль предприятия одного договаривающегося государства, полученная из другого договаривающегося государства от эксплуатации морских судов в международных перевозках, подлежит налогообложению в первом упомянутом государстве. Однако такая прибыль может также облагаться налогом в другом договаривающемся государстве в соответствии с законодательством этого другого государства, но налог, взимаемый в этом другом государстве с такой прибыли, должен уменьшаться на 50%. Таким образом, Соглашение закрепляет в части прибыли юридического лица, полученной от оказания услуг перевозки, приоритет налогообложения в государстве налогового резидентства получателя дохода, и только в определенных случаях такая прибыль может облагаться налогом в государстве источника дохода в соответствии с законодательством этого государства, с обязательным условием уменьшения налогооблагаемого дохода на 50%.

  • Довод Инспекции о том, что п. 2 ст. 309 НК РФ относится к иным товарам, работам и услугам, не поименованным в п. 1 ст. 309 НК РФ, ошибочен, поскольку норма п. 2 ст. 309 НК РФ является специальной по отношению к п. 1 ст. 309 НК РФ и содержит указание на подпункты п. 1 ст. 309 НК РФ, на которые правило п. 2 ст. 309 НК РФ не распространяется (пп.пп. 5, 6, 9.1, 9.2., 9.4 п. 1 ст. 309 НК РФ).

  • Нормой п. 1 ст. 310 НК РФ установлено, что налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 309 НК РФ, в валюте выплаты дохода.

  • Следовательно, указанными нормами установлен приоритет налогообложения по месту пребывания иностранной организации, у которой нет представительства на территории РФ.

  • В рассматриваемом деле средства были перечислены Обществом в адрес иностранных организаций, не имеющих представительства на территории РФ, за оказанные услуги по морской перевозке. При этом пункт погрузки был на территории РФ. От указанного пункта погрузки до границы территориальных вод РФ следует признать, что услуги оказывались в том числе на территории РФ.

  • Доказательства того, что спорные доходы не были предметом налогообложения в полном объеме у иностранных организаций по месту пребывания в соответствии с законодательством Турции, в материалах дела отсутствуют. Возложение обязанности по уплате налога с данных доходов приводит к возложению необоснованной обязанности на Общество без условия компенсации таких расходов перевозчиками и при этом приводит (иное материалами дела не доказано) к двойному налогообложению (что косвенно следует из писем, предоставленных одним из перевозчиков, в которых отражено право на полный доход от оказываемой деятельности и применение к нему условий Соглашения).

На основании вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что у Общества отсутствовала обязанность по удержанию вмененного ему налога со спорного дохода.

Специалисты налоговой практики Nextons имеют богатый опыт консультирования налогоплательщиков по вопросам, связанным с применением положений российского законодательства о налоге на доходы (прибыль) иностранных организаций, и будут рады оказать всестороннюю поддержку по данному направлению.