10.01.2024 ФНС России выпустила Письмо № Д-5-17/1@, в котором со ссылкой на правоприменительную практику делает вывод, что валютная операция, совершенная на основании недостоверных документов или внешнеторговых контрактов, которые были заключены без намерения породить соответствующие им правовые последствия (мнимые сделки), подлежит квалификации как незаконная валютная операция, ответственность за которую предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Факт недостоверности документов, представленных в банк для совершения валютной операции, и, соответственно, вывод о мнимости договора устанавливаются в ходе проверок соблюдения валютного законодательства.

В практике, на которую ссылается ФНС России, суды давали оценку фактическим обстоятельствам конкретных валютных операций для принятия решения о наличии или отсутствии оснований для привлечения резидентов к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Так, например, в деле ИП Семеновой Т.А. (№ А27-8235/2021) резидентом был заключен контракт с иностранной компанией на оказание услуг по поиску оборудования для шахт. Резидент выступал агентом третьего лица, от которого были получены денежные средства, но не участвовал в процессе переговоров, переписке и составлении контракта. При этом в распоряжении резидента отсутствовали какие-либо сведения об исполнении сделки и оказании иностранной компанией оплаченных услуг.

АС Западно-Сибирского округа признал перевод денежных средств на банковский счет иностранной компании мнимой сделкой на основании следующего:

  • перевод денежных средств был осуществлен во исполнение сделки, содержащей недостоверную информацию;

  • условия оказания услуг не были согласованы сторонами сделки;

  • в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии разумной деловой цели при заключении сделки и намерении создать реальные последствия этой сделки;

  • сделка не была поставлена на контроль агентом валютного контроля (уполномоченным банком);

  • третьему лицу, от которого ИП Семеновой Т.А. были получены денежные средства, впоследствии переведенные по сделке, банки неоднократно отказывали в совершении операций в связи с наличием подозрений о возможной направленности соответствующих действий на легализацию доходов, полученных преступным путем.

Дополнительно АС Западно-Сибирского округа отметил, что совершение под видом легальной внешнеторговой деятельности денежных переводов на счета иностранных компаний за пределы РФ создает потенциальную возможность неизвестным лицам в дальнейшем свободно использовать данные денежные средства на любые неизвестные, неконтролируемые, в том числе криминальные цели, что угрожает устойчивости финансовой системы РФ и национальной безопасности и свидетельствует о незаконности таких валютных операций.

В деле Лотте Отель Владивосток (№ А51-9495/2021) резидент заключил контракт с иностранной компанией на оказание услуг технической поддержки серверного оборудования. Резидент предоставил в уполномоченный банк 11 актов сдачи-приемки на данные услуги, однако из ежемесячных отчетов следует, что на самом деле никакие услуги резиденту не оказывались. Дополнительно резидент произвел платеж в адрес иностранной компании, который покрывает последующие пять лет оказания услуг.

АС Дальневосточного округа пришел к выводу об отсутствии намерения сторон исполнить контракт по оказанию услуг и о мнимости сделки, учитывая следующие обстоятельства:

  • предоставленные резидентом документы не подтверждают факт оказания услуг, предусмотренных внешнеторговым контрактом;

  • услуги, предусмотренные во внешнеторговом контракте, выполнялись работниками резидента;

  • осуществленный резидентом авансовый платеж за услуги, оказываемые нерезидентом в последующие пять лет, не отвечает критерию экономической целесообразности;

  • в период осуществления валютной операции стороны внешнеторгового контракта были аффилированными лицами.

Ранее мы писали о схожем деле Лотте Отель Владивосток, в котором АС Приморского края рассматривал вопрос о привлечении организации к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за совершение незаконных валютных операций.

За осуществление незаконных валютных операции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. При этом совершение валютных операций с использованием подложных документов также содержит признаки преступления, предусмотренного ст. 193.1 УК РФ. В этой связи налоговые органы, помимо возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении юридических лиц, будут передавать информацию в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении дела в отношении должностного лица.

Учитывая положения п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, ФНС России указала, что при выявлении валютных операций по мнимым контрактам в отношении юридического лица будет возбуждено административное производство, при этом должностное лицо будет привлекаться к административной ответственности в случае отказа в возбуждении уголовного дела по ст. 193.1 УК РФ.

Согласно статистике, подготовленной Судебным департаментом при Верховном Суде РФ за 2021 и 2022 гг. по ст. 193.1 УК РФ было вынесено 26 и 29 приговоров соответственно. Итоговая статистика за 2023 год пока не опубликована, но по данным за I полугодие уже вынесено 26 приговоров по ст. 193.1 УК РФ. Таким образом, наметилась отчетливая тенденция по усилению уголовного преследования за совершение незаконных валютных операций.

Аналогичная тенденция прослеживается и по данным статистики таможенных органов, которые за 2021, 2022 и 2023 гг. возбудили по ст. 193.1 УК РФ 140, 147 и 170 уголовных дел соответственно.

Не исключено, что факт выпуска ФНС России данного письма отражает определенную тенденцию, которая свидетельствует об увеличении рисков привлечения к ответственности в ситуациях, когда контролирующие органы в рамках проведения проверок соблюдения законодательства о валютном регулировании (без переквалификации отношений сторон для гражданско-правовых целей) придут к субъективному выводу о наличии иной действительной цели в сделках, на основании которых осуществлена валютная операция по перечислению средств в адрес нерезидента.

Специалисты налоговой и таможенной практики Nextons имеют богатый опыт консультационной и претензионной работы по различным вопросам, связанным с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, а также оспаривания ненормативных актов, действий и бездействия налоговых органов в связи с привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности за совершение административных правонарушений.