19.04.2023 Арбитражный суд Республики Алтай вынес решение по делу Гастроном №1 (№ А02-1437/2022), в рамках которого рассматривался вопрос о переквалификации оплаты ученических услуг по договору, заключенному заказчиком таких услуг с юридическим лицом – исполнителем таких услуг, в выплату заработной платы работникам заказчика.

Как следует из судебного акта, обществом с ограниченной ответственностью «Гастроном №1» (далее – «Общество») был заключен договор с ООО «Учебно-производственный комбинат» (далее – ООО «УПК»), согласно которому ООО «УПК» обязалось предоставить Обществу услуги по обучению работников Общества, а также услуги по повышению их квалификации по нескольким программам. Согласно положениям договора обучение проводилось в очно-заочной форме в помещении, предоставленном Обществом и магазинах Общества в нерабочее время. Полученные от Общества денежные средства ООО «УПК» в дальнейшем перечисляло в качестве заработной платы/стипендии работникам Общества. При этом ООО «УПК» не уплачивало НДФЛ и страховые взносы в бюджет.

По результатам выездной налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что указанный договор был составлен формально и в действительности ООО «УПК» не оказывало Обществу ученических  услуг. На данном основании налоговый орган посчитал перечисленные Обществом денежные средства доходом работников Общества («теневой зарплатой»). В связи с указанным налоговый орган отказал Обществу в учете расходов на оказанные услуги для целей налога на прибыль, а также начислил страховые взносы и пени по НДФЛ.

Общество не согласилось с позицией налогового органа и оспорило его решение в суде, предоставив доводы в пользу реальности оказанных ему услуг.

Суд поддержал позицию налогового органа, указав следующее:

  • Установлена подконтрольность ООО «УПК» Обществу.

  • Анализ банковских выписок по счетам ООО «УПК» показал, что назначением платежей от ООО «УПК» физическим лицам в различных случаях является как «стипендия», так и «заработная плата».

  • ООО «УПК» оказывало образовательные услуги только Обществу и иным организациям, входящим в одну группу компаний с Обществом.

  • Министерством образования и науки Республики Алтай (далее – «Минобрнауки») ООО «УПК» выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности. Вместе с тем при подаче заявления о предоставлении такой лицензии ООО «УПК» не были заявлены образовательные программы, по которым ООО «УПК» обязалось представить услуги по повышению квалификации работников Общества в соответствии с заключенным договором оказания ученических услуг.

  • Специалист ООО «УПК», указанная в справке о педагогических работниках, была заявлена ООО «УПК» формально с целью получения лицензии без ее согласия. Данный специалист фактически не осуществляла трудовую деятельность в ООО «УПК» и являлась работником Общества. В Обществе специалист проводила вводный инструктаж для новых работников Общества, которые стипендию не получали.

  • Сведения о материально-техническом оснащении и местонахождении учебного кабинета для проведения лекций, семинаров и тренингов, указанные в справке о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности ООО «УПК», направленной в Минобрнауки, заявлены формально с целью получения лицензии, поскольку ООО «УПК» не исполняло обязательства по договору аренды (не перечисляло арендодателю арендную плату). Также отсутствуют сведения о взыскании задолженности или о претензионной работе по данному вопросу. Кроме того, ООО «УПК» не производило материально-техническое оснащение учебного кабинета, поскольку при анализе банковских выписок по счетам ООО «УПК» налоговый орган не обнаружил подтверждения несения ООО «УПК» соответствующих расходов.

  • Из представленных справок по форме 2-НДФЛ, табелей учета рабочего времени работников Общества и реестров по выплате ООО «УПК» стипендии работникам Общества налоговым органом установлено, что стипендия выплачивалась по 12 месяцев подряд, в том числе с перерывами; при этом в период заявленного обучения работники Общества выполняли трудовые обязанности в рамках полного рабочего дня. Общество также представило в подтверждение указанных услуг два варианта ученических договоров, по одному из которых срок обучения составлял три месяца.

  • В ходе допросов бывшие работники Общества указали, что они не проходили в Обществе обучение (помимо краткого вводного инструктажа) и не получали стипендии, ООО «УПК» им не знакомо, ученический договор они не подписывали, при трудоустройстве в течение трех дней они проходили стажировку, после которой документы им не выдавались, экзамены не проводились, соответствующие записи в трудовые книжки не вносились, часть заработной платы выплачивалась им на карту, а часть – наличными по ведомости, которая хранилась в бухгалтерии.

  • Заработная плата работников Общества, заявленных в качестве обучающихся, без учета стипендии значительно ниже минимального размера оплаты труда (далее – «МРОТ») за 2017-2018 гг., установленного Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». При этом общая сумма дохода (заработная плата и стипендия) указанных работников превышает МРОТ.

Рассматриваемое дело показывает, что налоговые органы уделяют существенное внимание не только договорам, заключаемым организациями с физическими лицами (работниками или исполнителями по гражданско-правовым договорам), но и договорам, заключаемым с контрагентами – юридическими лицами, если такие договоры связаны с выплатами в адрес физических лиц. Кроме того, в зоне риска находятся выплаты по ученическим договорам. Так, например, схожие вопросы рассматривались в деле Чебаркульская птица, о котором мы писали ранее и которое также было проиграно налогоплательщиком.

Специалисты налоговой практики Nextons имеют богатый опыт консультирования налогоплательщиков по любым вопросам, связанным с налогообложением различных выплат физическим лицам, а также сопровождения налоговых проверок и защиты интересов налогоплательщиков и налоговых агентов в судах, и будут рады оказать всестороннюю поддержку по данным направлениям.